Как рождался сигнал "SOS"

3 ноября 1906 года, согласно подписанной в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции, единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия.

До изобретения радио на морских судах применялось множество визуальных и аудиосигналов бедствия – это сигнальные огни, колокола, семафорные флаги и даже пушки, стреляющие с определенным интервалом времени. Так же использовалась определенная комбинация цветов парусов, оранжевый дым из трубы или красные ракеты. Подать сигнал бедствия можно было так же с помощью специального флага (белый с красными полосами, идущими по диагонали), который был виден на расстоянии 8 км. Такие флаги на флоте используются и сейчас.

Сигнал SOS обязан своему появлению азбуке Морзе. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов (…- - -…). Сочетание букв «S-О-S» было выбрано случайным образом.

До появления сигнала SOS существовало много других сигналов бедствия, использующих азбуку Морзе. Единой общепринятой системы не было. Проблема усугублялась тем, что каждый производитель радиостанций разрабатывал свой код связи для экстренных случаев. Одна из известных в то время фирм «Маркони» имела монополию на продажу радиотелеграфных станций для морских судов Англии и Италии. Так, согласно требованию «Маркони», суда должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD. Но в интерпретации азбуки Морзе использование этих букв было неудобно и вызывало огромную путаницу. Требовалось срочно искать новый сигнал, который будет единым для всех судов.

Осенью 1906 года в Берлине состоялась радиотелеграфная конференция. На ней обсуждался вопрос о создании единого сигнала бедствия на море. Владелец компании «Маркони» предложил уже известную комбинацию букв CQD, но это предложение было тут же отвергнуто. Компания «Сляби-Арко» предложила сигнал SOE. Он использовался в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Но и здесь были свои сложности – в азбуке Морзе буква «Е» передается одной точкой. В условиях плохой связи и помехах этот сигнал может быть не понят. Тогда поступило предложение заменить букву Е на S. Получился симметричный сигнал, удобно передаваемый через азбуку Морзе. 3 ноября 1906 года сигнал «SOS» был принят как единый сигнал бедствия для радиосвязи на море.

Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его вне очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия, предлагаемые к использованию частными фирмами. Вместе с единым сигналом бедствия было принято правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время обрывались все сообщения и радисты всего мира внимательно слушали эфир.

Существует заблуждение, что первый сигнал бедствия SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» 15 апреля 1912 года в 00:45. В действительности этот сигнал был по меньшей мере восьмым. Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроводного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

 Сигнал SOS